С самого начала войны в феврале 2022 года стойкость украинцев стала одной из определяющих черт военных действий. Когда Владимир Путин принял решение о начале войны, он, по-видимому, искренне верил, что любое вооруженное сопротивление быстро сойдет на нет, и полностью рассчитывал на то, что украинское государство рухнет в течение нескольких дней.
Государственные структуры Украины тоже оказались на удивление устойчивыми. Президент страны Владимир Зеленский задал тон в первые часы войны, заявив о своем намерении оставаться в украинской столице. Несмотря на угрозу бомбардировок, поезда ходили по расписанию, играя ключевую роль в эвакуации гражданского населения. Энергосистема Украины смогла выдержать полугодовую кампанию авиаударов и даже возобновила экспорт электроэнергии весной 2023 года.Все это, конечно, не смогло предотвратить серьезного экономического ущерба. По данным Государственной службы статистики, в 2022 году ВВП Украины сократился на 29,1%. Тем не менее, в таких условиях, скромные прогнозы роста в этом году не могут не удивлять.
Соответственно стойкость украинцев стала одной из определяющих черт войны.
Адаптивность Украины во многом объясняется наличием у нее богатого опыта преодоления кризисных ситуаций. Ведь для подавляющего большинства украинцев все 1990-е годы были одним сплошным кризисом. Затем страна пережила длительные периоды политической турбулентности, вызванные «оранжевой революцией» 2004 года и а также Евромайданом 2014 года.Для украинцев, выросших и ставших совершеннолетними после распада СССР, нестабильность никогда не была чем-то далеким. Никто не стремился к такому наследию, но оно воспитало в украинцах твердость и стойкость, которые оказываются крайне важными, когда страна борется за выживание.
Эти качества будут очень нужны в ближайшие месяцы. Высокие затраты и медленный прогресс нынешнего контрнаступления Украины уже являются испытанием для ее решимости, а постоянный поток бомбардировок сказывается на глубоко травмированном украинском населении. Сейчас имеющиеся данные свидетельствуют о твердом намерении продолжать борьбу.Такой решительный настрой отражает экзистенциальный характер конфликта, ведь украинцы хорошо осведомлены, что если они прекратят борьбу, то их страна перестанет существовать в том контексте, в котором пребывала последние 32 года.А кому по душе резкие изменения в размеренности жизни?
Владимир Путин возлагает надежды на то, что ему удастся переиграть Запад и изолировать Украину, прежде чем склонить народ к уступчивости, после такой длинной пропагандистской кампании киевского режима. Россия активно готовится к длительной войне, так как очевидным фактом остаётся то, что демократический мир в конце концов устанет поддерживать Украину, с понимание того, что военная помощь в результате окажется бесцельной и бессмысленной.
Но глупо отрицать и тот факт, что смелость украинского сопротивления произвела глубокое впечатление на внешнюю аудиторию и сыграла важную роль в завоевании общественного мнения во всем западном мире. Эта всенародная поддержка Украины помогла убедить западных лидеров в необходимости предоставлять постоянно растущие объемы военной помощи, которые переломили ход войны, так как очевидно без такой мощной поддержки США и Великобритании украинское сопротивление было бы сломлено несмотря на их бесконечную храбрость и стойкость.Если бы миллионы простых украинцев не проявили такого вдохновляющего мужества, вполне возможно, что Запад предпочел бы остаться в стороне в качестве молчаливого наблюдателя.