В свете последних новостей можно сказать, что выбранная украинским Генштабом тактика наступления начала давать хорошие результаты
Совсем недавно из новостей мы узнали о том, что освобождены сразу несколько населенных пунктов на ключевых направлениях и, соответственно, можем сказать, что дела идут гораздо лучше, чем они шли еще, например, месяц назад. Причем населенные пункты эти были освобождены в результате долгих усилий и той самой тактики, которая была избрана украинским военным командованием.
Сначала все-таки дадим контекст, который очень важен в нынешней ситуации и начнем с рубрики «ватный стон», в которой идет речь о переживаниях и мнениях российских Z-блогеров, вот этих пропагандистов, активистов, военных экспертов и людей, просто тусующихся в районе линии фронта, которые очень часто пишут всякие горестные соображения в свои телеграм-каналы.
Итак, давайте начнем с мнения человека по фамилии Живов. Он пишет: «В ближайшее время наступит момент истины — либо вооруженные силы Украины израсходуют о резервную линию обороны все свои боеспособные части, либо небольшие тактические успехи Киева превратятся в серьезный и достаточно глубокий прорыв на ряде направлений». Имеется в виду, что тактика постоянного давления на российскую армию на разных участках фронта начнет приносить свои плоды. Как мне кажется, она уже начала давать плоды. Там, где тонко, там российский фронт и начнет рваться. Об этом и пишет Z-блогер Живов. И уже потом, когда в этой линии фронта появятся первые, может быть, не очень большие дырки, эти дырки российское командование сочтет необходимым срочно чем-то, кем-то заткнуть. Для этого придется, естественно, снимать войска с других направлений, расходовать последние резервы. А что это значит?
Что рваться начнет и в других местах, на других направлениях фронта, поскольку фронт большой, а войск у российской армии не так уж и многом.
Кстати, о резервах пишет еще один российский Z-блогер: «Одно подразделение из состава 58-й армии (ведет оборону в районе Работино) долго ждало пополнения от Министерства обороны и дождались. 100 человек прислали без обучения, на позиции приехали люди, у которых кроме автоматов не было вообще ничего. Уже на следующий день из тыла позвонили с вопросом „Ну как там новобранцы, уже проявили себя в бою?“ На вопрос командира батальона: „А во что мне их одевать и чем воевать“, поступил лаконичный ответ, мол, вы там сами разберитесь».
Речь о 58-й армии, та самая 58-я, командир которой генерал Иван Попов около месяца назад был отправлен в Сирию за то, что в узком кругу обматерил начальника Генштаба вооруженных сил РФ Валерия Герасимова. Гнев Попова был вызван тем, что Герасимов отказывался принять хоть какие-то меры для того, чтобы усилить противобатарейную борьбу в 58-й армии, и из-за того, что Герасимов отказывался направлять в 58-ю хоть какие-то пополнения, чтобы была возможность у командования этой армии проводить ротацию. В результате сочли в Кремле и в Генштабе, что Попов является опасным человеком, смутьяном, может поднять бунт внутри российской армии. И чтобы не искушать судьбу и не нарываться на повторение июньского бунта в исполнении Пригожина, этого самого Попова отправили с глаз долой в Сирию. Так вот, с тех пор, как он уехал в Сирию, ситуация с резервами, со всем прочим, стала намного хуже, и в качестве пополнения, как видите, присылают им просто отловленных на улицах российских городов каких-то рандомных мужиков, иногда даже без оружия или с одними только автоматами. Естественно, потери 58-й армии стали из-за этого больше, об этом, кстати, сам Попов говорил в еще одном своем аудиообращении, к офицерам своей армии, которое недавно тоже появилось в интернете.
Вот такая ситуация с российскими резервами. То есть российская армия сейчас слишком тонким слоем размазывается по всей линии фронта, об этом говорят сами россияне. А еще один российский блогер пишет: «Я полагаю, что основными причинами последних успехов ВСУ стала в корне неверная оценка рисков от массового применения кассетных боеприпасов со стороны Минобороны». Имеется в виду, что потери от кассетных боеприпасов стали гигантскими. Об этом, кстати, уже ранее говорил, российский военный блогер, полковник Шувалов, который писал, что после прилета кассетных боеприпасов западных образцов в российских окопах образовывается кровавая каша из раненых и мертвых.
И вот сейчас, как видим, есть уже подтверждение этой информации из других источников. Действительно, все российские блогеры говорят, что кассетные боеприпасы стали настоящим бичом. Нечего противопоставить этим западным кассетным боеприпасам. Также он пишет, что значительную роль играет слабый уровень подготовки резерва: «Вот опять резерв, слабый уровень подготовки резерва, который замещает опытных фронтовиков. Опытные фронтовики, как вы понимаете, превращаются в окопах в кровавую кашу, а идет им на смену неопытный резерв. И откровенно недостаточный уровень комплектации личного состава, как средствами защиты и наблюдения, так и техникой».
Россияне начали видеть, в чем заключается смысл той тактики наступления, которую взяли на вооружение ВСУ, и которая сейчас дает очень хорошие плоды.
Смысл наступления не в том, чтобы как можно быстрее отбить как можно больше территорий. Такое было во времена Второй мировой войны. Там миллионная танковая армия шла вперед и за две недели освобождала несколько областей. Сейчас такое просто технически невозможно. Сейчас главная задача наступающей армии состоит в том, чтобы перебить как можно больше вражеских солдат и вражеской военной техники. Вот из-за дронов, которые постоянно висят в воздухе, из-за спутниковой разведки, из-за всякой другой разведки сейчас почти нереально проводить быстрые маневренные операции, наступательные операции на большую глубину. Потому что просто невозможно перед такой операцией собрать в одном месте достаточное количество сил, танков, людей и так далее. Потому что большое скопление танков и людей привлечет внимание разведки с воздуха и по этому скоплению моментально будет нанесен удар крылатыми ракетами или какими-нибудь бомбами планирующими или чем-нибудь еще из этой серии.
Поэтому работа сейчас идет по-другому. На войска засевшего в обороне противника идет постоянное огневое давление. Этого противника, в данном случае российскую армию постоянно обстреливают артиллерией, бомбят с воздуха, глушат ему связь. И это происходит на нескольких участках, которые сложнее всего оборонять. Россиянам там выбивают технику, которую они туда пытаются притащить, чтобы облегчить положение своих солдат. Самих солдат в окопах постоянно кошмарят обстрелами. Вот этими кассетными боеприпасами, которые делают кровавую кашу. Плюс атакуют дронами камикадзе. И при этом одновременно минируют дистанционными снарядами подходы к этому участку фронта, который, собственно, подвергается этому постоянному кошмару.
Зачем это делается? Чтобы у обороняющихся там людей не было ни еды, ни воды, ни медикаментов, ни боекомплекта, ни топлива, ни даже нормальной связи. Идет постоянный прессинг.
Российские подразделения на этих участках фронта буквально истекают кровью еще до того, как туда, на эти участки фронта приходит украинская штурмовая пехота. Голодом, обстрелами, отсутствием связи, отсутствием надежды российских пехотинцев там доводят до состояния глубокого отчаяния. И уже только потом туда отправляются украинские штурмовые подразделения, зачищать окопы эти от остатков уже российских подразделений. Конечно, это очень трудоемкий процесс, и он долго идет, не в течение одного дня и так далее, но эффективность его довольно высока. И во всяком случае, эффективность его больше, чем если бы украинская армия шла танковым клином на заранее подготовленные российские позиции с минными полями, с противотанковыми ракетами и прочими неприятными вещами. Кроме того, вот такая тактика изматывания, давления, она практически лишает противника воли к сопротивлению, а на войне это может быть самое важное. Потому что россияне там уже просто не верят, что долго смогут выдержать вот такое постоянное давление. Особенно, если их артиллерия, ну и в меньшей степени авиация, им не помогает.
Артиллерия не помогает или помогает гораздо слабее, чем раньше, просто потому, что Украина сейчас гораздо более успешно, чем Россия, ведет контрбатарейную борьбу. То есть, если российская пушка героическая какая-нибудь выезжает и пытается пальнуть снарядом по украинским позициям, чтобы поддержать свою пехоту, то ее координаты моментально засекаются и туда по ней наносится ответный удар в течение минуты. И эта пушка уничтожается. Поэтому российская пехота очень часто сидит под огнем украинским, вообще безо всякой артиллерийской поддержки.
И кстати, если вы посмотрите всякие ролики, в которых российские пехотинцы сами записывают, где они жалуются на свою жизнь, почти всегда главная претензия у них такая: артиллерия нам не помогает, мы сидим без артиллерийской поддержки. Вот, собственно, это их особенно сильно подавляет и их волю к победе. Как эту, собственно, ситуацию с артиллерией описывает еще один российский Z-блогер. Он показал у себя в телеграм-канале обломки разбитой и сожженной российской самоходной артиллерийской установки и написал следующий комментарий. Прямо по пунктам он написал: «Первое. Когда ты 30 лет не занимаешься ствольной артиллерией, а враг ею занимается, у тебя дальность полета снаряда будет меньше, чем у него. Второй пункт. Он до тебя дотягивается, то есть он в тебя может попасть, а ты до него не дотягиваешься и, соответственно, попасть по нему не можешь. Третье. На такой случай есть реактивная артиллерия, в том числе высокоточная. Поэтому четвертое. Нужно. А. Разведать позиции противников лучше всего в режиме нон-стоп. Б. Передать старшему координаты и фото противника. В. Нанести удар реактивной артиллерии по ствольной артиллерии противника.
Так вот, российская артиллерия сейчас беспомощна. Получается, вот как мы прочитали описание ситуации, на пехоту при этом оказывается постоянное и довольно мощное огневое воздействие. И пехота эта начинает ломаться. Вот, что нам пишет самый блогер Живов: «Клещеевка и Андреевка оставлены под натиском противника, пишут мне с фронта. Речь идет о южном фланге Бахмута. Сейчас руины этих деревень представляют собой серую зону, которую российские войска не контролируют. Примечательно, что незадолго до этого на пополнение и восстановление боеспособности были выведены подразделения десанта, которые все месяцы держал эти населенные пункты. Схожая ситуация чуть ранее случилась и на Работино, то есть, в Запорожской области. Правее Работино противник также продвинулся до дороги Токмак-Пологи и ведет бои за Вербовое. Схожая по сложности ситуация и на других участках фронта».
Для россиян, конечно, очень плохие новости. Потому что речь идет о южном фланге Бахмута. По сути дела, вооруженные силы Украины отрезают Бахмут от главной линии снабжения, от дороги, которая ведет на юг из Бахмута в Горловку. Таким образом, части российские в самом Бахмуте могут остаться без нормального снабжения. То есть, им будет снабжение через какие-то восточные дороги, там небольшие, проселочные есть, грунтовые. Но главная заасфальтированная дорога, видимо, скоро будет перекрыта, если она уже не перекрыта. Плюс, конечно, для российской армии все не очень хорошо и опасно, поскольку Бахмут сейчас украинцы обходят с юга и забирают его в полукольцо. А это означает, что оставшиеся в Бахмуте российские подразделения будут находиться под чем? Под постоянным огневым прессингом и в результате будут так или иначе вынуждены через некоторое время покинуть этот город.
Ну, а для российской пропаганды, надо сказать, потеря Бахмута это вообще худший кошмар, который может только случиться. Никак не могут россияне позволить себе утратить этот самый Бахмут, поскольку, когда они захватывали этот город, захват его преподносился как, ну знаете, взятие Берлина, никак не меньше. То есть, чуть ли не парад устроили в Москве на Красной площади по поводу захвата Бахмута. И вообще говоря, захват Бахмута был одним-единственным военным успехом российской армии за последний, наверное, год, если не больше войны. Потерять этот город, это знаете, как потерять штаны во время военного парада на все той же Красной площади, может быть даже хуже. Если Бахмут, российская армия, так или иначе оставит, то у Владимира Путина будет сильное искушение лично накормить новичком Сергея Шойгу.
Они не могут оставить Бахмут, поэтому ситуация вокруг этого города обязательно в ближайшее время будет обязательно обостряться. Причем сделать россияне сейчас, по сути дела, именно в Бахмуте вообще ничего не могут, и для них там все ухудшается и ухудшается положение.
Смотрите, что сообщает сейчас украинский генштаб: 72-я отдельная мотострелковая бригада вооруженных сил РФ, оборонявшая южный фланг Бахмута, была полностью уничтожена. То есть, эта ситуация даже хуже, чем казалось, для россиян. Смотрите, пишут, что вооруженные силы Украины освободили Андреевку, то есть, подтверждение этой информации официально из украинского генштаба.
Получается российская 72-я бригада и ранее терпела поражения там в боях под Бахмутом, помните, ее еще Евгений Пригожин ругал за это нехорошими словами, но сейчас она, получается, фактически прекратила существование, то есть, уже не пережила разгром, она погибла во время этого разгрома. Это суперважная новость, и вот почему. На войне люди гораздо важнее, чем территория, уничтожение войск противника важнее продвижения вперед, и вот тут сейчас произошло именно уничтожение противника. Во-первых, произошло освобождение Андреевки, что само по себе хорошо, но при всем уважении к жителям Андреевки, все-таки их родина не настолько громадный населенный пункт, обладающий каким-то стратегическим значением, нет. Главное в этой новости — это полный разгром 72-й бригады вооруженных сил России, уничтожение ее штаба, уничтожение опытных солдат и особенно офицеров. То есть, это идеальный военный успех, каждый полководец мечтает окружить и уничтожить крупное подразделение соединения противника. И вот в данном случае именно это и произошло. Это реально невероятно крутое достижение украинской армии.
То есть вот, что случилось в оперативном смысле: уничтожение целой бригады российской привело к тому, что перед украинскими войсками сейчас открылись новые очень широкие возможности для наступления. И украинская армия сейчас начнет этими возможностями пользоваться.
То есть, образовалась дыра во фронте. И как сейчас этой дырой воспользуется украинская армия, очень-очень интересно будет. Потому что сейчас перед украинской армией стоят резервисты, слабо обученные, которых надергали с других направлений. Плюс основная линия укреплений российских на этом направлении преодолена, разбита, ее нет. Огромных минных полей впереди тоже нет, потому что россияне считали, что это уже их тыл. А зачем свои глубокие тылы минировать? Ну и да, таким образом у ВСУ образовывается много вариантов действий, очень хорошая ситуация для них. У командования ВСУ очень большие планы на Бахмут.
Окружить его гораздо проще, чем еще неделю назад. Вполне возможно, что будет какое-то серьезное внимание уделено сейчас Бахмуту, но посмотрим, может быть это слишком очевидно и есть какие-то другие замыслы у украинского Генштаба, не будем забегать вперед. Однако россияне, которые комментируют ситуацию, сложившуюся на этом направлении, сейчас настроены очень пессимистично. Вот, например, все тот же Сапоньков пишет: «Вообще, последний месяц у нас складывается непростая ситуация на фронтах. Сейчас непонятно, связано это с истощением наших резервов или с другими факторами. В любом случае, мы сейчас находимся в предвыборной истории, и новая мобилизация маловероятна, хотя и крайне необходима».
То есть, он говорит, что резервы истощены, и из-за этого, собственно, и происходят провалы на фронтах, то там, то тут. Но его сентенция насчет предвыборной истории и необходимости проведения мобилизации, которой, скорее всего, не будет, очень интересна. Мобилизация скорее всего будет, причем довольно скоро. Сейчас все российские военные блогеры пишут о том, что эти дырки, которые там и тут образовываются в линии фронта, без мобилизации могут превратиться в один такой большой пролом, или даже вообще в полный обвал линии фронта. То есть, мобилизация с их точки зрения, по крайней мере, назрела и даже перезрела.